6 класс
Урок № 14 Графика. Шарж.
( Графика. Особенности сатиричного и юмористического портрета. Художники – карикатуристы.)
(с элементами биоадекватного метода – муыкальные композиции)
- Антонюк Наталия Константиновна – учитель изобразительного искусства
Цель: повторение и закрепление знаний по жанру портрета; знакомство с видами сатирического жанра: карикатурой и шаржем; формирование навыков и умений в создании сатирических образов человека; развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: творческая мастерская .
Оборудование: для учителя – наглядная презентация учебного материала к уроку; коммуникационные технические средства, готовые композиции для образца; для учащихся - альбом, простой карандаш, ластик, уголь.
Практическая работа: «Дружеский шарж».
Ход урока
На доске висит кроссворд, отгадав который дети узнают тему урока.
Вступительная часть (2 мин.):
- Добрый день ...
- Рада вас видеть ...
- С каким настроением пришли на занятия? (Отлично!)-
Актуализация опорных знаний: (3-5 мин.)
Разгадывание кроссворда. Правильно ответив на вопрос, учащиеся смогут прочитать тему урока
На предыдущем уроке мы с вами учились рисовать человека. Давайте вспомним с вами
- какой жанр изобразительного искусства изображает человека или группу людей? ( портрет)
- А как мы называем портрет художника, исполненный им самим? (автопортрет)
- Как называют основной и простейший елемент рисунка, в виде линии? (штрих)
- Какой вид изобразительного искусства выполняют красками? (живопись)
|
|
|
ш
|
т
|
р
|
и
|
х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а
|
в
|
т
|
о
|
п
|
о
|
р
|
т
|
р
|
е
|
т
|
|
п
|
о
|
р
|
т
|
р
|
е
|
т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ж
|
и
|
в
|
о
|
п
|
и
|
с
|
ь
|
|
|
|
Асоциативный куст
Портрет - Жанр изобразительного искусства;Изображение человека или группы людей; Могут быть скульптурными, живописными, графичными; Бывают головные, погрудные, поясные, поколенные, во весь рост; Рельефным - на медалях, монетах, мемориальных досках; Передают внутреннее состояние, настроение, эпоху
Объяснение нового материала (10 мин.)
( При рассказе учителя демонстрируется презентация)
В основном портрет выполняют в реалистической манере, в которой художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические.
«Смешное убивает»,- говорят французы. Художник – сатирик беспощадно и гневно высмеивает недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу.
Самой распространенной формой сатирического жанра в изобразительном искусстве является карикатура.
- Кто знает, что такое карикатура?
Карикату́ра (от итальянского - преувеличивать): . На практике это выражается в сатирическом или юмористическом осмеянии различных моментов жизни.
Первые признаки карикатуры можно встретить в древнегреческом искусстве. Они отражены в различных художественных произведениях народного творчеств и авторских творениях. При этом, официально считается, что зарождение этого вида искусства произошло в период военных действий в Германии в 1524 – 1526 годах, которые по- другому еще называют Крестьянской войной, а также буржуазными революциями, происходившими в 16-18 веках в европейских странах, таких как Франция, Нидерланды, Англия. С тех времен, остались произведения, в которых отражены эмоции злой и не очень сатиры, высмеивающей те или иные мировые события, которые затрагивали, волновали жителей этих государств.
При этом, если вас интересует вопрос, кто же был первым карикатуристом в мире, то официальные историки придерживаются мнения, что родоначальник этого направления искусства является итальянский мастер Аннибалле Карраччи. Именно ему приписывают изобретение самого слова «карикатура», которое он ввел в обиход в конце 16 века, кроме того своим творчеством этот художник содействовал выделению этого юмористического направления в самостоятельное искусство.
сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями;
жанр изобразительного искусства (обычно графики, но не обязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.
Другая форма сатирического жанра – шарж.
Кто знает, что такое шарж?
Шарж только ед. Преувеличение, просаливание (ср. пересолить в 3 знач.), утрировка.
Это нарисованный с юмором, но добродушный рисунок, изображающий человека, животное либо какой-либо предмет, при этом подчеркнуты наиболее характерные признаки данного лица либо предмета. Шаржист рисует так, чтобы хотелось улыбнуться и порадоваться, но не посмеяться над человеком.
Различают следующие виды шаржа:
1. Портретный – когда рисуется только чей-либо портрет.
2. Сюжетный – создается определенный сюжет с поступками, увлечениями какого-то лица.
3. Групповой – изображается сразу несколько человек, причем они объединены на рисунке общей идеей.
4. Предметный – когда изображается с юмором какой-либо предмет, например, любимый автомобиль или компьютер.
5. Шаржи на животных – с юмором рисуются домашние любимцы.
Шарж
Основная цель художника при работе в таком стиле - максимально сохранить схожесть портрета с моделью. Однако, помимо этого, перед художником также стоит еще одна важная задача - ярко выделить характерные черты модели.
Для чего могут понадобиться шаржи? Для очень многих целей. Это может быть замечательный подарок другу на день рождения, или начальнику отдела, или молодоженам на свадьбу. Оформленный в рамке под стеклом, такой шарж останется надолго как памятный подарок. Шарж может быть черно-белым, а может быть цветным. В основу шаржа художник шаржист может положить какую-то оригинальную идею, увлечения определенного человека, произошедший с ним смешной случай и т.п. Шаржист может рисовать акварелью, пастелью, простым карандашом, фломастерами, цветными мелками. Простор фантазии огромен. Можно нарисовать шаржи с конкретного человека, а можно по чьей-либо фотографии. Еще можно не только заранее заказать шаржи, но и пригласить шаржиста на свой праздник: на свадьбу, юбилей, день рождения, корпоративную вечеринку и т.д. Шаржист сможет быстро рисовать шаржи гостей, даря им рисунки на память. Если у вас костюмированный бал, то шаржист в каком-либо историческом костюме прекрасно впишется в эту атмосферу, а нарисованные им шаржи будут веселым дополнением к любому торжеству.
Вариации буквы Т
Таким образом, шаржирование лица все же основано на изменении пропорций, но не произвольном, когда мы просто берем и делаем нос больше, или увеличиваем уши или глаза, а подчиненном определенному методу, основанному на взаимоотношениях различных его частей. Для наглядности нам потребуется ввести некоторое упрощение формы, объединив между собой нос и глаза в виде буквы Т. Теперь попытаемся рассмотреть некоторые вариации, которые принимает буква Т на различных типах лиц.
Форма буквы Т является в шарже основополагающим элементом при помощи можно с легкостью растягивать преувеличивать лицо, не на секунду не опасаясь сделать какие либо ошибки, связанные с общей выразительностью рисунка.
десять рисунков в день позволят вам овладеть техникой в течении довольно короткого времени .
Учитель рисует шарж на известную личность, что бы собственным примером показывает как рисовать шарж.
Затем выбирает ученика – которого будут рисовать дети.
Кластер понятий:
Карикатура - (от итальянского - преувеличивать): . На практике это выражается в сатирическом или юмористическом осмеянии различных моментов жизни.
Шарж только ед. Преувеличение, просаливание - утрировка.
Это нарисованный с юмором, но добродушный рисунок, изображающий человека, животное либо какой-либо предмет, при этом подчеркнуты наиболее характерные
Творческая работа «Дружеский шарж» ( рисуем с натуры)
Физкультминутка для глаз (2 мин.)
1. Посмотреть влево, затем вправо, вверх и вниз, не поворачивая головы (4 раза).
2. Посмотреть вправо вниз, влево вверх, влево вниз, вправо вверх (4 раза).
3. Сделать круговые движения глазным яблоком слева направо и затем справа налево (каждое
движение по 4 раза). Те же движения проделать при закрытых глазах.
- Молодцы!
- Продолжаем занятия
Подведение итогов урока (3-5 мин.): Дети показывают свои работы. Ученики оценивают работы друг друга –эмоциональность рисунка, схожесть с натурой, композиционное решение.
Метод микрофон:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что научились делать?
- Удовлетворены ли вы своим результатом?
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Где вы сможете применить новые знания?
Учитель предлагает дома нарисовать шарж на кого то из родных.
- Молодцы! До свидания!
|